suorangelica (suorangelica) wrote,
suorangelica
suorangelica

Categories:

Музыкальные параллели.G.F.Händel.'Tamerlano'.

Сегодня я буду говорить об одной опере и о разных ее интерпретациях.Это ,пожалуй,самая загадочная,самая недооцененная,самая неординарная опера Генделя.Это все- о 'Тамерлане'.Он владеет моим воображением ,практически, с лета.Нет,с историческим прототипом все понятно- Тимур,в Европе именуемый Тамерланом,Великий Эмир Самарканда из династии Великих Моголов,'Железный Хромец'- он подмял под себя большую часть обитаемого, к тому моменту,Востока,но вот на Руси что-то пошло не так.Дойдя до Москвы,его войско постояло-постояло,да и повернуло назад,ибо,как говорит летописец,увидел Тимур во сне 'Жену,подобную солнцу',которя велела уходить.Было это в 1385 году и в честь этого события 8 сентября установлено одно из празднований в честь Владимирской иконы Божией Матери.В опере Генделя все вертится,конечно,вокруг любовной интриги,но не все так однозначно.Прежде всего... с главным героем.Как писал один из итальянских критиков в связи с последней постановкой в La Scala,в опере два центра: драматургический- это,конечно же ,Баязет- до этого тенор занимает скромное место в opera-seria,а здесь ему отданы ,поистине,драматические сцены;вокальный центр- это,конечно же,Андронико,с его роскошными ариями,партию которого Гендель пишет для своего любимца Сенезино.А что же Тамерлан? Он как-бы в стороне,во всяком случае постановщики его там оставляют,да и исполнители тоже.Ну это не в первый главный герой таковым ,по сути ,не является,как Полифем у Порпоры или моцартовские Митридат,Силла и Тито,или все тот же Артасерсе в любой версии.Далее загадки продолжаются.Отчего,например,после как-бы примирения Тамерлано со всеми,звучит весьма игривый дуэт 'Coronate di gigli e di rose' ,который поют Тамерлано и Андронико?Я всегда задавалась вопросом:'Уж не положил ли глаз правитель на Андронико?Может ,Астерия здесь и ни при чем?'.Хотя по тексту либретто,увенчаные лилиями и розами обе любви возвратились к миру,но в это время Астерия отсутствует на сцене,а после дуэта и короткого речитатива следует финальная сцена,которая звучит даже не трагически,а депрессивно-безнадежно 'D'atra notte già mirasi a scomo'.Явное несоответсвие текста и характера музыки! Странно,как в наше 'толерантное' время эту тему еще не развили?.. Более того,этот дуэтец предпочитают вообще из постановок и записей убирать.Видимо,чтоб народ не сбивать с толку.Хотя в La Scala Фазолис его оставил.Вопросов больше,чем ответов.Но теперь - немного истории создания.
'Tanerlano' как бы является второй частью условной трилогии опер о властителях,которые Гендель написал в 1724-25._Первым можно считать 'Giulio Cesare in Egitto' (февраль 1724),последней- 'Rodelinda'(1725).'Тамерлан' увидел свет 31 октября 1724 на сцене лондонского King's Theatre.На премьере пели любимцы публики Сенезино(Андронико) и Франческа Куццони(Астерия),которые так же участвовали и в упомянутых двух операх трилогии.В партии Баязета выступил тенор Франческо Борозини,причем ,этот тенор будет петь Дон Кихота в опере Конти 'Дон Кихот в Сьерра Морена'- вполне баритоновая,если не басовая партия,так что мы имеем дело,скорее всего,с баритенором,таким как ,в 19 веке Андреа Надзари,для которого Россини писал своего Отелло.Заглавную партию пел кастрат-альт Андреа Пачини.
  А теперь- об исполнителях и исполнениях.Пожалуй,я переслушала все доступные на носителях интерпретации,плюс трансляционные записи,правда,не всегда хорошего качества.По хронологии это выглядит так:

Это студийная запись 1985 года.Жакобс за Андронико,Ледруа- Тамерлан.Вполне добротная запись,без роскошеств.Ледруа явно перепевает,и это радует.Дуэт с лилиями и розами присутствует.😉.

Это live запись тоже 1985 из Геттингена.Роскошно звучит оркестр у Гардинера!Все так по-британски строго и торжественно.Ли Регин за Тамерлано,Чанс- Андронико.Один достоин другого.Дуэт присутствует.Правда,партия баса(Леоне) сведена к минимуму- даже нет его убойной арии 'Amor da guerra e pace'!

А это видео с генделевского фестиваля в Халле 2001.Пожалуй,одна из лучших постановок! Роскошные восточные костюмы при минимуме декораций! Но какие типажи! Моника Бачелли в заглавной партии даже прихрамывает как исторический прототип! Астерия- отнюдь не голубая героиня,а способная на поступок- Elisabeth Norbert-Schulz.А какой здесь Баязет!Ах,какой здесь Баязет! Это Thomas Randle.Именно баритенор,во всяком случае,очень близок к этому.Колоратуры выпевает на ура!Никакой Доминго рядом не стоял!Доминго ,вообще,пора завязывать,ибо его пение ныне за гранью хорошего тона.Вот Анронико здесь не очень(Graham Pushee).Здесь нужно иметь хорошие грудные обертоны,так что эту партию лучше петь теткам.У фальцетистов они ,как правило,отсутствуют или выражены слабо.Ну если это ,конечно,не Франко.Или Макс Ценчич.. За Ирене здесь Anna Bonitatibus.Леоне - Antonio Abete.Но вот дуэт постановщики убрали...😥.

Это тоже видео известной постановки мадридского Real 2008.Неплохая постановка,ничего лишнего.Доминго еще вполне ничего.Правда,в некоторых спектаклях тогда пел Bruce Ford- вот его стоило бы показать.Бачелли снова в титуле,Мингардо за Андронико.Очень эффектно.Грем Вик заставляет Тамерлана буквально пританцовывать- да,есть в музыке эта прыгучесть.Я сначала думала,не для травести ли написана эта партия? Но нет .Это такой характер.Дуэтец мой любимый присутствует,да как шикарно исполнен!

Ну это известная запись 2014 года! Прекрасный состав исполнителей! Впервые за столько лет в записи появился достойный Тамерлан мужского пола.Впрочем,к каталонцам у меня слабость в принципе.Но с дуэтом в конце решили не экспериментировать.Купировали.

Это видео из La Monnaie. Серия спектаклей в постановке Пьера Оди прошла в 2015 в Амстердами и Брюсселе.Интересное решение в духе 'Мнимого больного'  Мольера- так мне почудилось.Минимум реквизита.Костюмы генделевской поры.В финале Баязет не умирает ,а со всеми вместе в заключительной сцене.Дюмо, как всегда ,в ударе!За Андронико- Дельфин Галу,и это прекрасно!
На этом легальные носители закончились.Знаю,что есть еще две аудиозаписи из 1970х и современная п/у Жоржа(Георгоса) Петру- чисто греческий каст.Пока не нашла.
Что касается радиотрансляций,то первая - это 2014 год,Познань,концертное исполнение п/у Alexis Kossenko,где Тамерлана поет перспективный молодой человек Carlo Vistoli.Да как поет! После арии 3 д. 'A dispetto d'un volto ingrato',когда Тамерлан упрекет Андронико в неблагодарности ,он сорвал такие овации- как рок-звезда- с топотом,визгами и т.п.!Я сама офигела- на одном дыхании(!) спеть блок колоратур  на низкой позиции гортани- это нужно какую дыхалку иметь!
  Вторая трансляция- это последняя постановка на сегодняшний день в La Scala.С видео всех прокатили заранее,да и качество аудио весьма отвратное.Хотя и задумка Ливерморе как режиссера интересна- в духе Великой Русской революции,так и музыкальное решение Фазолиса весьма ничего.Хотя он и заменил арию Тамерлана 'Bella gara' из 2 акта на более эффектную ' Sento la gioia' из другой оперы Генделя- 'Amadigi di Gaula'.Видимо ,сие было сделано в угоду Мета - младшего,исполнявшего заглавную партию.Нет,ну когда рядом Фаджоли,сделаешь много чего,чтобы выглядеть равно.Тем более,что материал там изначально выигрышнее.Мой любимый дуэт,как я уже говорила,таки спели!

Ну а теперь я ,как гоголевская невеста,которая прибавляла нос одного жениха к глазам другого и рту третьего,постараюсь собрать идеальный каст.Пусть простят меня лица мужского пола,но лучшим Тамерланом я назову Монику Бачелли! Настолько тонко она воплощает образ этого очаровательного мерзавца! Тамерлана можно назвать старшим братом Серсе(эту оперу Гендель напишет в 1738),но ,в отличии от Серсе,он не сам выглядит смешно,а постоянно насмешничает над другими.Он не лишен великодушия,но горе тому,кто от этого бонуса откажется или разочарует! Вот все эти нюансы у Бачелли очень читаемы.Баязет.Как я уже говорила,лучший Баязет по моей версии- Том Рендл.Андронико.Ах,Андронико! Нет,здесь объективносити никакой,ибо я слышала Франко.Странно,что на своем диске он не записал эту волнующую 'Benché mi spezzi'?! Либо пускай его поют дамы.Ну очень красивая партия.Астерию я бы выбрала с 'темным тембром' - либо Норберт-Шульц,либо Говэн.Знаю,пела ее Лежнева,но полностью не слышала.Хотя ... и Дюмо интересный Тамерлан,и Сабата..Ну что-то нужно дожать.Либо поменять окружение.Либо поработать постановщикам.'Тамерлан' еще не раскрыл всех своих секретов.

Tags: b.mehta, bacelli, barocco, cencic, chance, domingo, dumaux, fagioli, fasolis, galou, gardiner, handel, jacobs, ledroit, livermore, minasi, mingardo, norbert-shulz, ragin, sabata, t.randle, tamerlano, музыкальные параллели
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments